Статьи

Академические результаты в Британских Частных Школах

По данным, опубликованным британским Советом частных школ (Independent Schools Council), среднее образование в Великобритании в частном секторе получают всего около 7 % детей и подростков (примерно 615 тысяч человек), что почти в три раза меньше по сравнению, например, с Германией. Но достижения британских «частных» школьников впечатляют: 92,2% из них становятся студентами университетов, среди девочек это число еще выше и достигает 95%. Почти 50% студентов Оксфорда и Кембриджа имеют за спиной годы учебы в частной школе. Что же позволяет всем им показывать столь высокие результаты?
В принципе, и в государственных, и в частных школах действует единая программа, единые экзаменационные требования — за этим следит министерство образования. Но поскольку «частники» меньше связаны в финансовых вопросах, у них появляется возможность приглашать более квалифицированных преподавателей, вводить разнообразные дополнительные предметы: музыку, историю искусств, сценическое мастерство, психологию, керамику и многие-многие другие, Во многих школах в перечень обязательных предметов входят латынь, дизайн, сценическая речь, живопись, искусствоведческие дисциплины и масса других увлекательных занятий,
«Частники» больше внимания уделяют всестороннему развитию детей, приобщению их к театру, живописи, спорту, благо условия для этого у большинства отличные.
Естественно, такая обстановка самым положительным образом влияет на успеваемость: обычно в частных школах подавляющее большинство учащихся успешно сдают экзамены и поступают в вузы, в то время среди ВЫПУСКНИКОВ государственных школ эта доля составляет лишь 60%.

О РЕЙТИНГАХ

Показатели успеваемости имеют в жизни британских школ немалое значение. Ежегодно по итогам сдачи экзаменов GCSE и A-level формируются рейтинги, ознакомиться с которыми можно на страницах некоторых крупнейших газет, например «Таймс». В последние несколько лет верхние позиции занимают закрытые школы для девочек, опережая смешанные школы и школы для мальчиков. В частности, знаменитый «Итон», выпускниками которого в разное время были писатели П. Б. Шелли и Дж. Оруэлл, сыновья принца Чарльза и премьер-министр Дэвид Кэмерон, давно даже близко не подходил к «призовым местам», прочно обосновавшись в хвосте первой десятки.
Рейтинги, как правило, основываются на результатах экзаменов GCSE и A-level в той или иной школе. Эти результаты собираются централизованно и публикуются государственными органами. Далее газеты и другие составители рейтингов просто представляют информацию в удобном для читателей виде. Таким образом, в основе большинства школьных рейтингов лежат одни и те показатели.
Почему данные различных рейтингов зачастую не совпадают? Отличия могут быть связаны с разными принципами сортировки информации. К тому же ряд изданий могут добавлять или исключать школы по тому или иному признаку. Например, некоторые дают сводные таблицы по A-level и IВ, другие только по A-level. Кто-то засчитывает итоги iGCSE наравне с GCSE, кто-то нет. Наконец, некоторые вводят для школ ценз по количеству учеников, то есть школа, где экзамены A-level сдавало менее 20 ребят, может вообще не фигурировать в рейтингах, даже если все из них получат только «отлично».
Поэтому полагаться при выборе школы исключительно на рейтинги не стоит. Не следует забывать, что в них представлены усредненные показатели, которые ничего вам не скажут о каких-либо выдающихся достижениях отдельных учеников. Кроме того, рейтинг ничего не сообщит вам ни о возможностях школ по общекультурному развитию детей (спорт, искусство, театр и т.д.), ни об атмосфере в школе, ни о преподавательском составе. Рейтинг не даст представления о том, насколько успешно школа готовит своих учеников к будущей взрослой жизни в целом и к поступлению в вуз в частности.
Более всего рейтинги отражают уровень «селективности» школы. В некоторые школы изначально берут только ребят с высокими академическими показателями, и чтобы туда попасть, надо сдать экзамены, написать сочинение, пройти собеседование и доказать свой высокий уровень интеллекта. Такие школы называют селективными. Другие школы гордятся тем, что набирают ребят исходя из других принципов и с разной первоначальной академической подготовкой. И хотя средние показатели у них могут быть ниже, индивидуальный прогресс каждого ребенка может оказаться гораздо более впечатляющим.
Поэтому, повторимся, было бы ошибочным составлять свое мнение о школах, основываясь только на рейтингах, хотя, конечно же, определенное представление они могут дать.
Великобритания Частные школы